Балансировка колес заключается в равномерном распределении массы колеса относительно оси вращения. Это необходимо для того, чтобы устранить негативные эффекты дисбаланса колеса: увеличенный износ подвески, шин, вибрацию в рулевом управлении, общий дискомфорт при вибрации в автомобиле. Даже если на высокой скорости руль не вибрирует, это не значит, что дисбаланс отсутствует: возможно, вибрация гасится упругими элементами подвески и постепенно изнашивает ее даже при движении по абсолютно прямой и гладкой дороге.
Причин дисбаланса может быть множество: погрешности при изготовлении шин или дисков, изношенные центровочные отверстия дисков или изношенные посадочные поверхности гаек или болтов, деформация диска.
Дисбаланс бывает двух типов: статическим и динамическим. Статический дисбаланс – неравномерное распределение масс по оси вращения колеса. Динамическая – неравномерное распределение масс относительно вертикальной оси симметрии колеса.
Балансировка колеса
И тот и другой тип дисбаланса устраняется при динамической балансировке на балансировочных стендах. В большинстве случаев для колес с центральным отверстием применяются простые конические адаптеры. Эти адаптеры отличаются крайне низкой точностью установки и балансировки колеса, не смотря на то, что стенд будет показывать, что колесо отбалансированно. Связано это с тем, что установка колеса на стенде не совпадает с тем, как колесо устанавливается на автомобиле.
На порядок более высокие показатели дает применение специальных адаптеров узкого назначения. Лидером среди марок адаптеров является немецкий бренд HAWEKA. Например, если одно и то же колесо отбалансировать на стенде со стандартным коническим адаптером по центральному отверстию и фланцевым адаптером HAWEKA STANDART PLUS, то погрешность снижается до 5-7 раз. Секрет фланцевого адаптера HAWEKA заключается в том, что в отличие от центровки конусом, фланцевый адаптер имитирует крепление колеса на ступице гайками или болтами.
Еще более высокую точность дают системы центровки с фланцевым и цанговым адаптером типа DUO EXPERT. Эта система реализует одновременно два способа центровки колеса – высокоточная цанговая центровка по центральному отверстию диска и по установочным отверстиям диска. Такой вариант центровки на стенде дает самую высокую точность установки колеса и по оси вращении и по углу установки. Такие системы используются профессиональными гоночными командами.
Балансировка колеса должна осуществляться как минимум с высококачественным центровочным конусом и фланцевым адаптером (желательно марки HAWEKA, их рекомендуют к использованию на СТО многие производители автомобилей).
Погрешность при установке колеса на стенд в 0,1 мм дает до 20 г ложного дисбаланса!